Выбор места, с которого сухой ручей будет просматриваться, имеет важное значение. Спланировать русло надо так, чтобы зрительно «вода» двигалась в сторону смотрящего.
По ходу ручейка необходимо сделать несколько «остановок» — излучин, соединенных маленькими водопадами и порогами, а если уложить голубые камешки по спирали, чередуя цвета, то можно создать видимость водоворота и глубины водоема.
«Водопады» я не сделал, о чем жалею, а просто смягчил края террас, отчего и вид стал проще, а также прибавилось работы. Наш ручей спускается по природному склону и сам не имеет порогов. это обязательно необходимо было учесть для того, чтобы края сформированных террас имели горизонтальную плоскость, иначе вода для полива если и не унесет ценные экземпляры, то оголит их корни под палящим солнцем.
По выбору материала, из которого будет строиться сухой ручей, альтернативы у меня не было. Горка диктовала свои законы, должен быть только природный камень и вписываться в соседние строения. Контуры будущего ручья легко наметили веревкой, после чего перекопали, убрав до мелких корешков все сорняки, которые совсем непросто было бы удалить позже. Граблями выбрали почву из русла, часть ее уложили по контуру в виде валика, чтобы при поливе растений мусор не мог попасть внутрь ручья. Грунт хорошо уплотнил и пролил (дождеванием), для окончательной усадки, чтобы потом не было пустот. Лучше эту работу сделать осенью, а весной уложить в сухой ручей саму «воду».
Начали делать русло ручья на пленочной основе. Учли, что пленка должна быть в два раза шире ручья и сложена вдвое. Казалось, нет ничего проще, чем промытую от пыли и хорошо высушенную гальку приклеить к пленке водостойким клеем для наружных работ с камнем. Но пока наносили клей из тюбика-пистолета на пленку, он успел высохнуть до того, как насыпали сверху гальку. Использовав половину дорого тюбика, мы поняли, что необходимо найти новое решение, и оно пришло неожиданно.
Дорогой клей заменили на смолу, а пленку — на полотнища мешковины, убрав по краям швы. Ложе ручья засыпали шлаком, а сверху — песком, чтобы перегнивший со временем мешок мягко опустил рукав ручья на новую основу. Высыпали мраморную крошку (голубую — «вода», бежевую — песок берега), разогрели смолу и приступили к изготовлению полотнищ, из которых потом составили русло. Каждую мешковину условно разделили на три части («вода» и два «берега»), с учетом того, что крайние части будут и береговым валом. Сначала сделали «воду», для чего залили среднюю часть мешковины смолой и сразу же насыпали голубую крошку, слегка вдавливая ее дощечкой. По краям оставили прогалины для вставок под более крупную фракцию или прибрежные камни, которые доклеили на месте. По краям уложили таким же образом бежевые «берега». Отсупку у «водной поверхности» можно сделать из речной гальки другой фактуры, что разбавит монолитность водной глади да и смотреться будет более естественно.
Готовые полотнища, начиная от истока сухого ручья, укладывали на песчаную основу, таким образом не заметны тени от заходящих внахлест краев. Боковые края мешковины завернули за земляной валик. На поворотах ручья аккуратно сделали «берега» с обеих сторон, чтобы положить полотно без складок. Внешнюю дугообразную часть мешка развели, а внутреннюю уложили внахлест.
Уложив полотнища друг за другом до самого устья, можно приступить к декору берегов, без которых не сложится общая картинка. Надрезы полотна спрятали под камни разного размера, следя за тем, чтобы они не смотрелись абсолютно чужеродными на «берегах» ручья.
При укладке камни устанавливали с уклоном 30 град. в сторону вершины горы, чтобы они не вымывались от давления земли при избытке влаги. Природный камень хорошо выглядит группами, как бы на гребнях волны. Глыбы неправильной формы хорошо смотрятся, если плотно прилегают друг к другу и образуют вдоль «берега» асимметричные группки с подъемами и спусками. Крупные камни, начиная от истока сухого ручья, постепенно приближаясь к зрителю, должны уменьшаться в размере до состояния крошки. Если большие булыжники смазать кефиром, они быстро зарастут мхом, что придаст вид древности вашей новостройке.